С момента аннексии Крыма радикально настроенные украинцы не единожды упрекали свою власть в нерешительных действиях по отношению к полуострову.
Так было и в феврале 2014-го, когда первые так называемые "зеленые человечки" захватили здание Верховного совета АРК, так было и в марте во время проведения псевдореферендума по присоединению Крыма к Российской Федерации.
У Киева, действительно, было достаточно возможностей для введения если не армии, то по крайней мере санкций против самопровозглашенных властей полуострова.
Ведь вода, газ, электроэнергия как поступали, так и поступают в Крым с материковой части Украины.
Главные транспортные артерии, ведущие к полуострову, пролегают тоже через украинское государство.
Одна простая операция с вентилем или рубильником вполне могла заставить Симферополь совсем по-другому говорить с украинской властью.
Но до сих пор официальный Киев избегал жестких действий, вполне резонно замечая: Крым был и остается территорией украинского государства.
Отключения света на полуострове начались тогда, когда нехватка электроэнергии коснулась и других регионов Украины.
Дефицит угля на отечественных электростанциях привел к веерным отключениям по всей стране.
В том числе - и на крымском полуострове. Украине сейчас необходим уголь.
Его можно либо импортировать из-за рубежа, в том числе из России или Казахстана, либо забрать на шахтах, которые контролируют самопровозглашенные ДНР и ЛНР.
Так или иначе, но жизненно важное для Киева решение угольной проблемы зависит именно от России. Круг, как говорится, замкнулся: есть уголь на украинских ТЭС - есть свет в Крыму, нет угля - нет света.
Решение о закрытии железнодорожного и автобусного сообщения с Крымом - временное.
Об этом пассажиров заверил Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). И связано это с угрозами со стороны диверсионных групп, которые проникают с полуострова на материковую часть Украины.
Вероятно, у СБНО есть веские основания для такого утверждения.
Однако эти аргументы звучат не совсем убедительно, учитывая то, что практически вся восточная часть границы Украины контролируется Россией с одной стороны и представителями ЛНР и ДНР - с другой.
Да и транспортное сообщение между двумя странами пока никто не прекращал. Диверсантам ничто не мешает въехать в Украину с восточной границы.
Впрочем, вряд ли кто-то будет оспаривать нынешнее решение украинской власти по транспортной блокаде Крыма.
В условиях необъявленной войны и оккупации полуострова делать это глупо.
Вопрос лишь в одном: как это повлияет на тех крымчан, которые были и остаются гражданами украинского государства, не признавая аннексию Россией Крыма?
Не воспримут ли они это как предательство со стороны Украины?
Или же наоборот - не является ли это сигналом, что украинское государство готово бороться за незаконно отторгнутый Крым?
Окончательные ответы на все эти вопросы, очевидно, мы получим в ближайшие несколько месяцев. Единственный транспортный коридор (кроме воздушного), который сегодня связывает Крым с Россией - Керченская переправа.
В условиях зимы и нестабильной погоды это довольно ненадежный транспортный коридор. Симферополю, а точнее - Москве, придется договариваться с Киевом об открытии сообщения с материковой частью Украины.
Что может стать предметом переговоров? Как вариант - выполнение Москвой договоренностей об отводе российских военных с востока Украины.
Или же преференции украинской стороне при поставке газа, угля и электроэнергии.
То, что мир не признал и никогда не признает аннексию Крыма, - вполне очевидно. Европа и США давно дали четко понять России: полуостров - часть украинского государства.
Именно поэтому относительно руководителей полуострова Вашингтон вводит санкции, а международные платежные системы Visa и Master Card объявили об уходе из Крыма.
Конечно, самопровозглашенный глава Крыма Сергей Аксенов пытается демонстрировать оптимизм.
Дескать, с помощью России все проблемы полуострова будут решены.
Но, как мы видим, Москва сейчас не в состоянии самостоятельно обеспечить всем необходимым "остров Крым".
Без Украины им не обойтись. Кремль это понимает. Главное теперь, чтобы это понял и Симферополь.
Сергей Руденко